Меня удивило практическое отсутствие цельной информации по этому
вопросу в интернете... Особенно, применительно к области звукотехники. Каждый,
в меру своей сообразительности и опыта, пытается трактовать ГВЗ по-своему
Как-то захотелось привести
этот вопрос к общему знаменателю, с позиции здравого смысла
А для этого давайте попробуем прояснить физическую суть этого,
казалось бы, абстрактного термина. Формально, по определению - это производная
фазы по частоте, геометрически - тангенс угла наклона к касательной в выбранной
точке на графике ФЧХ. Рассмотрим этот момент подробнее на примере ФЧХ линии
задержки в 1mS. Ниже на графиках показаны графики фазы такого звена на логарифмической
и линейной шкалах частот. Естественно, для линии задержки фаза сигнала будет
линейно отставать с ростом частоты. Видно, что на частоте 1KHz набег фазы
составил 360градусов или 2*Pi радиан. Для круговой частоты 2*Pi*1000 рад/сек,
ГВЗ составит (2*Pi)/(2*Pi*1000)=0,001S=1mS. Что и не удивительно .
Для любой другой частоты мы получим ту же самую величину, так как график ФЧХ
линеен на линейной шкале частот, что и подтверждает симулятор на третьем графике
(GD). Поэтому сигнал любой формы пройдет через такое звено (линию задержки)
без искажений, просто будет задержан по времени.
В случае же электроакустического тракта, имеющего различное ГВЗ на различных частотах (а это чаще всего имеет место в жизни), произойдет искажение формы нестационарного или негармонического сигнала из-за явления, называемого дисперсией - все гармоники такого сигнала будут задержаны на различное время, в отличие от стационарного гармонического сигнала, для которого понятие ГВЗ, вообще-то говоря, неприменимо. Для него мы просто будем иметь на выходе ту же синусоиду, но сдвинутую по фазе относительно входного сигнала . Рассмотрим типичный пример негармонического процесса - прохождение прямоугольного импульса через ФНЧ.
Видим, что исказилась не только форма сигнала, но и как бы произошла задержка "тела" импульса по времени. Неожиданное, на первый взгляд, поведение графика ГВЗ такой цепи объясняется просто, если взглянуть на форму графика ФЧХ того же RC-звена, но при линейной шкале по частоте. Ведь, по определению ГВЗ как производной фазы по частоте - геометрически - это тангенс угла наклона касательной к точке фазового графика на выбранной частоте.
В своих поисках в интернете, наиболее близкое к
моему пониманию этого явления, нестрогое определение ГВЗ я нашел тут:
"Групповое время задержки - энергетическое понятие, пришедшее из квантовой
электродинамики, где оно играет определяющую роль. Оно соответствует скорости
распространения центра тяжести энергии волнового пакета. Для звука важна не
энергия волнового пакета, а деформация сигналограммы начального переходного
процесса - атаки, а это, как говорят в Одессе, "две большие или четыре
маленькие разницы". Вообще задача звуковоспроизведения, как любого воспроизведения,
чего бы то ни было изначально данного, состоит в копировании этого данного."
Ценные слова .
Вот, давайте и рассмотрим как проходит "деформация сигналограммы начального
переходного процесса - атаки" в электроакустическом тракте.
В акустических системах (АС) наибольшим ГВЗ, как правило, обладает
НЧ-звено. Не зря же говорят о "задержке баса" .
Логично предположить, что оно вносит максимальные "деформации" такого
рода. Для примера, рассмотрим прохождение волнового пакета через АС типа "закрытый
ящик" (ЗЯ) с частотами среза 50Hz и 25Hz. Как известно, его АЧХ соответствует
АЧХ ФВЧ 2-го порядка. Ниже приведены графики АЧХ, ФЧХ и ГВЗ (GD) для них обоих.
При моделировании во временной области рассмотрим прохождение волнового пакета из 4-х периодов синусоиды (ToneBurst) нескольких фиксированных частот - 100, 70, 50, 35, 25Hz (графики зеленого цвета). Огибающая сигнала моделировалась прохождением прямоугольного импульса, соответствующего закону модуляции, через RC-звено, с постоянной времени, равной ГВЗ для соответствующей частоты заполнения (графики красного цвета). Выходной сигнал (SPL) - графики синего цвета. Примечание - для большей наглядности, необходимо, чтобы в свойствах вашего броузера была включена опция показа анимированной графики. Первая осциллограмма приведена для модели АС ЗЯ с частотой среза 50Гц -
А это - для АС ЗЯ с частотой среза 25Гц -
Рассмотрение графиков для многих прояснит кажущееся
противоречие между положительным фазовым сдвигом сигнала (на опережение) и
нарастающей ГВЗ (отставание) по мере уменьшения частоты. Все просто - фазовый
сдвиг относится к частоте заполнения сигнала ToneBurst, а ГВЗ - описывает
задержку огибающей сигнала. Таким образом, строя акустическую систему с меньшим
ГВЗ, мы автоматически улучшаем характер переходных процессов в АС на НЧ. Наглядно
видно, что АС с более низкой частотой среза вносит гораздо меньшую "деформацию"
в атаку сигнала, да и в его уровень...
Можно было бы еще рассмотреть АС фазоинверторного типа, для которых
ГВЗ более актуально, но, к сожалению, у меня нет ее электроакустической модели
... А ведь это могло бы внести некоторую ясность в постоянные споры между
сторонниками того или иного типа акустического оформления .
Кстати, по порогам заметности фазовых искажений (и ГВЗ) на просторах интернета мне встретилась статья "ВОСПРИЯТИЕ ФАЗОВЫХ ИСКАЖЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЧАСТОТЫ ОСНОВНОГО РЕЗОНАНСА ГОЛОВКИ ГРОМКОГОВОРИТЕЛЯ", к которой приложил руку сам АМЛ . Так что, интересующиеся могут продолжить знакомство с вопросом.
Мухамедзянов Н.Б. (aka Nota Bene) (c)2007 reanimator-h <на> yandex.ru