Как сделать барометрический датчик

(для нетерпеливых)

  Условие - руки, растущие из нужного места :-)
  Для изготовления бародатчика потребуется два дисковых пьезоэлемента с одинаковой поляризацией на латунной подложке. Почему два? Дело в том, что пьезоэлементы реагируют на прогиб подложки, а это может быть вызвано как интересующим нас давлением, так и вибрацией. Если мы расположим пьезоэлементы на противоположных концах датчика, и соединим их параллельно, то помехи от вибрации будут вычитаться, а полезный сигнал, в виде генерируемого заряда, складываться.
  Эти пьезоэлементы являются составной частью пьезоизлучателей, имеющихся в продаже. Например, HPA22D, отечественные ЗП25 и т.д. Теперь, как их выбрать с помощью мультиметра. Корпусированные пьезоизлучатели (пьезодатчики для нас :-) ) имеют два вывода - один из них связан с металлической подложкой, другой - с обкладкой, напыленной на пьезоматериал.
  Для правильного определения поляризации пьезодатчика прежде всего надо узнать, какой из выводов этой детали подключен к подложке. Для этого нужно прозвонить цепь между подложкой (видна в отверстии в корпусе пьезоизлучателя) и одним из выводов. Это и будет корпусной вывод пьезоэлемента (для нас). У датчиков одного типа конструктивно существует асиммметрия (по внешнему виду), которая позволяет однозначно определять "земляной" вывод у однотипных элементов. Благодаря этому в дальнейшем можно не проводить вышеуказанные измерения повторно. Заодно оцениваем материал подложки - если он имеет цвет латуни - то это - самое оно :-) Затем подключаем мультиметр к выводам пьезоэлемента (стараясь не касаться пальцами), и плавно нажимаем чем-нибудь, например спичкой, на подложку пьезоэлемента в дырочку, наблюдая за показаниями мультиметра (шкала 2V или 20V). Например, при нажатии, показания мультиметра сначала возрастают в плюс, при отпускании - уменьшаются в минус. Допустим, считаем, что это элемент с положительной поляризацией (условно). Если при нажатии показания мультиметра уходят в минус, а при отпускании - в плюс, - считаем, что элемент имеет отрицательную поляризацию (условно). Примерно так. Нас интересуют пьезоэлементы с одинаковой поляризацией. Материал для корпуса - тонкий (0,1-0,2мм) листовой материал, желательно из диамагнитного металла типа латуни, меди, если в месте будущего расположения датчика будет сложная электромагнитная обстановка (например, вблизи силового трансформатора). Поясню - магнитный материал в переменном магнитном поле может начать вибрировать и эта вибрация передастся чувствительному элементу. Если источников переменного магнитного поля вблизи нет - можно использовать обычную жесть. Диаметр датчика определяется диаметром имеющихся пьезоэлементов.
  Сначала размечаем и вырезаем выкройку для корпуса из расчета - длина 40-50мм, внутренний диаметр корпуса - на 1мм больше, чем диаметр пьезоэлемента (у меня - 20мм). Нахлест краев под спайку - 2-3 мм. Сразу на выкройке необходимо сделать сквозные просечки для крепления пьезодисков как на фото (в левом верхнем углу - увеличено). Эту операцию лучше производить на твердом материале типа ДВП остро отточенным скальпелем.


  Если для электрического подключения датчика будет использоваться не плоский шлейф, а круглый кабель, его лучше будет выводить через отверстие. Тогда заранее в выкройке в нужном месте необходимо просверлить отверстие необходимого диаметра.
  Аккуратно сгибаем выкройку на оправке в цилиндр, и спаиваем края. Если у вас шлейф - предварительно отгибаем буртики в месте выхода кабеля. Подходящим инструментом вдавливаем внутрь нижние лепестки для крепления пьезодисков. Выравниваем острогубцами. Поясню, почему выбран такой способ крепления для пьезодиска. Три точки - как известно, через них можно провести только одну плоскость :-) Если точек крепления будет больше, то возможна деформация пластины при закреплении и такая неплоская подложка будет обладать большей жесткостью, что приведет к потере чувствительности датчика.


  Теперь необходимо изготовить предусилитель. С целью уменьшения наводок, его желательно разместить внутри корпуса бародатчика. Поскольку нас не интересует собственно величина давления, а скорость его изменения, то предусилитель одновременно дифференцирует сигнал с пьезоэлементов. Его схема -



  Значение резистора R1 определяется исходя из значения суммарной емкости имеющихся пьезоэлементов. Постоянная времени t=R1*(C1+C2) должна соответствовать частоте конца поршневого диапазона динамика (F=1/(2*Pi*t)) - ориентировочно - 600-800Гц .
  Реальный предусилитель имеет еще два фильтрующих конденсатора по цепям питания ОУ. Размер печатной платы определяется получившимся внутренним диаметром датчика. Далее он будет размещен внутри корпуса для экранировки. Цепи подключения: Общий, Сигнал, "+" питания, "-" питания - итого 4 провода. Нижняя сторона имеет сплошную металлизацию. На ней также расположены SMD фильтрующие питание конденсаторы.

  Все детали, необходимые для сборки датчика - на следующем фото -

  Далее необходимо разместить предусилитель внутри корпуса, предварительно пропустив провода в выводное отверстие и припаять печатную плату за крепежные уголки и углы металлизированной нижней стороны платы ("общий") к корпусу. К обкладкам пьезоэлементов необходимо осторожно припаять проводки и (желательно) защитить обкладки от возможного окисления, покрыв подходящим лаком. Я использовал лак для ногтей, отнятый у жены :-)

  Теперь можно припаять проводок от обкладки одного из пьезоэлемента к входу предусилителя и смонтировать его в корпус. Фиксация производится отгибкой крепежных лепестков, как на следующем фото. Надо обратить внимание, чтобы края пьезодиска не касались корпуса датчика, в противном случае, при работе возможно механическое трение края изгибающейся мембраны о корпус датчика, которое может привести к появлению помех в сигнале. Аналогичная операция производится с другим пьезодиском. Если есть сомнения в качестве электрического контакта подложки пьезодатчика с корпусом датчика, можно точечно пропаять одно из мест крепления, или заранее припаять провод к подложке и перед операцией крепления подпаять его с внутренней стороны к корпусу датчика.

  После этого универсальным силиконовым герметиком типа "Krass" производится заделка торцов датчика - так, чтобы над плоскостью пьезоэлемента был слой герметика толщиной около 1мм. Это нужно для демпфирования собственных резонансов пьезоэлементов. Отверстия в корпусе в точках крепления пьезоэлементов также герметизируются. Герметизируется кабельный ввод. Дожидаемся, пока герметик заполимеризуется. Все готово!


 

Мухамедзянов Наиль (aka Nota Bene) (c)2006 reanimator-h <на> yandex.ru

Вернуться на главную страницу



 

Hosted by uCoz